Всем привет! Меня зовут Алёна. А для американских друзей (в зависимости от степени уверенности в себе) - Алина или Альона. И три месяца сумасшедшего 2020 года я провела в США по программе Work&Travel, агентство Global Vision.
Этот год оказался сложным для всех, но для студентов и агентств – особенно. К сожалению, никому из моих друзей так и не удалось принять участие в программе, ведь посольство США в Москве закрыло свои двери 18 марта. Я оказалась в числе счастливчиков, успевших получить заветную визу незадолго до роковой даты, и ехала «за себя и за того парня».
По совокупности причин моя история будет немного отличаться от типичных история J1. Виной тому Covid-19, иначе расставленные приоритеты, дефицит времени или личные интересы – в приложении к отзыву не будет радостных фото с флагом родной страны на фоне Grand Canyon и United States Capitol. Не будет даже селфи на фоне известного знака «Welcome to Fabulous Las Vegas» и захватывающего рассказа про путешествие по Трассе 60.
Для меня текст, который прямо сейчас появляется на экране – возможность сказать ребятам, таким же студентам, которые сомневаются, выбирают, обдумывают – делайте! Делайте, и обязательно! Эти три месяца в США были лучшими в моей жизни. После слов благодарности людям, без которых ничего не получилось бы, вы увидите рассказ эмоциональной девочки, которая исполнила мечту и желает всем и каждому получить этот опыт.
Сейчас – крайне нестабильное время, начинать процесс подготовки к Work&Travel может быть страшно. Как студентка J1 2020 я не понаслышке знаю про неопределенность, риски, закрытие границ, препятствия, казалось бы, непреодолимой силы, скептично настроенных друзей, родственников и работников деканата. Я три раза меняла авиабилеты, прошла через месяцы мучительного ожидания, потеряла пятьдесят четыре дня программы, сменила штат и работодателя. Но это безусловно стоило того. Я обращаюсь к смельчакам, решившим участвовать следующим летом: Поверьте, вы в надежных руках. «Global Vision» – это агентство, которое я от всего сердца советую. Ни в коем случае не хочу сказать ничего дурного про иные агентства, но у других ребят даже близко не было той поддержки и заботы, которыми на протяжении всей программы была окружена я.
Помню, как в конце апреля под песню «Всё идет по плану» Гражданской обороны сдавала билеты Finnair Санкт- Петербург – Хельсинки – Нью-Йорк на 13 мая. Стоит ли говорить о своём состоянии? Не преувеличу, если скажу, что была уничтожена. Но я забыла, к кому попала. К «Global Vision». Это люди, которые досконально знают свою работу и вкладывают душу в каждого студента. Это люди, которые способны сделать невозможное – отправить студентов на другой континент во время глобальной пандемии, подарив уверенность в том, что всё получится.
В любое время суток я могла обратиться с вопросом. И каждый раз находила помощь и участие. Это очень ценно. А теперь приступим к рассказу.
Он будет сумбурным и сбивчивым (заранее прошу прощения за это – на собственном опыте познаю значение слова «Джетлаг»), но полным свежих впечатлений и заметок (в кавычках), написанных счастливой мной на берегу Атлантического океана, в самолете Орландо – Бостон, на полу холодного отеля на Кейп Коде. Моя цель – передать ощущения, поэтому вряд ли буду придерживаться хронологии, оперировать фактами, называть конкретные цифры. Все это – лишь личный опыт без претензии на объективность.
Моя программа должна была начаться 15 мая – супермаркет на милом острове, Массачусетс. Судьба распорядилась иначе – 9 июля, сувенирный магазин, Северная Каролина. Часовая ставка в два раза ниже, в два раза выше аренда, иные условия. Но это было абсолютно неважно – ведь самолет уже приземлился в Нью-Йорке, в паспорте стоял штамп, а в Инстаграм вызывала фурор фотография с локацией «Манхеттан». И слова безмерной благодарности за это выше.
Не знаю, насколько пафосно будет звучать, что Work&Travel изменила мою жизнь, но так и есть. Я встретила музыкантов, профессоров, пожилых эмигрантов, моряков, серферов, урбанистов, фотографов, фрилансеров, предпринимателей, барменов, писателей, путешественников. Покаталась на Грейхаунд, велосипеде, метро, убере и лимузине с личным водителем. Посмотрела на жизнь с разных сторон. Увидела альтернативу. «Ты становишься другим уже просто оттого, что видишь это» - писала в Денвере, Колорадо, на 17 часовой пересадке, добираясь из Нью-Йорка в Сан-Франциско.
В Северной Каролине я жила и работала в маленьком курортном городе, ровно в пяти минутах от Атлантического океана. И в этом городе, неожиданно для себя, обрела все, что было нужно – дружбу. «Меня швыряет, поражает, меняет эта страна. И это потрясающе. Нет ничего лучше для молодой амбициозной девочки, пытающейся понять себя и чуть расширить границы. И заработать денег. Представление о деньгах ломается. Здесь за день работы можно купить что-то, о чем мечтаешь годами, но «слишком дорого».
В Outer banks (песчаная коса с множеством городков с интересными названиями) были невероятной красоты рассветы, широкие чистые пляжи, сёрферы, ужины для международных студентов, организованные безвозмездно местной церковью, яркие звезды, брейки на доске в океане, маяки, знакомства, судьбоносные встречи, дельфины, незабываемые моменты, например – когда ночью в ливень несешься за руку с другом в океан, или чувствуешь себя героем песни «Танцуй» Сплина, имея все необходимые атрибуты, совершенно случайно попадаешь на семейный концерт с местными музыкантами, где принимают как горячо любимого родственника.
Каждое событие, каждый человек, каждая встреча влияют и немного меняют мировоззрение. «Здесь - концентрат. Эмоций, впечатлений, людей, денег, событий. Кстати, про эмоции - они сменяют друг друга так быстро. И они так интенсивны. Я чувствую физически... забыла. Забыла эмоцию, о которой хотела сказать. Она была сильной, частой, я формулировала... Вот поэтому нужно писать. Постоянно писать».
Я очень люблю цитату Альбера Камю, которая начинается со слов «Ценность путешествию придает страх». Её легко найти в интернете. И я чувствовала exactly the same. Ты действительно начинаешь мыслить и чувствовать иначе, находясь в другой культуре, общаясь на другом языке. Кстати, про язык – каким бы он ни был, это не повод не участвовать в программе.
У меня с английским очень плохо, ехала со слабеньким Pre-Intermediate, который уже через два месяца позволил находиться в постоянном контакте и полноценно общаться исключительно с англоговорящими ребятами. И было здорово. За три месяца у меня было 8 перелётов (5 из них с рюкзаком) и еще 9 переездов автобусом и поездом. Успела пожить в двух штатах, побывать еще в пяти. Восточное и западное побережья.
Почему летала с рюкзаком? Неприятным сюрпризом оказалось то, что большинство американских авиакомпаний берут дополнительную плату даже за ручную кладь. Было проще и дешевле оставить вещи вместе с чемоданом в Каролине и с рюкзаком отправиться в дорогу (здесь отсылка к Керуаку, в руках с которым я дважды пересекла страну по горизонтали, ведь книга не помещалась в рюкзак).
Говорю об этом, чтобы вдохновить, чтобы дать понять – использовать Work&Travel можно по-разному, следуя своим мечтам, интересам и целям. Но обратимся к земным наслаждениям: бельё Calvin Klein, высокие белые носочки Nike и джинсы Levis действительно стоят в разы дешевле, чем у нас, так что – закрываем гештальты, девочки.
То же относится к Michael Kors, Ralph Lauren, Tommy Hilfiger и другим сочетаниям слов, от которых начинается повышенное слюноотделение, но в которых я мало что понимаю (а прогуглив цены, уже вернувшись в России, пребываю в легком шоке). И не забываем про технику Apple. Таким образом, спустя несколько месяцев в аутлетах познаешь дзен, хотя, ладно, при виде Левиков за 15 долларов трясет каждый раз как первый. А теперь – назад к приключениям.
«Завтра - Орландо, ближайшие пару дней - Юниверсал. Не могу сказать, что получилось отследить, как то, что было невозможным, оказалось так близко. Если коротко, я уже почти два месяца здесь. Сегодня выбросила почти всё, что было с собой. Вещи - это просто вещи, как бы очевидно не звучало. Рюкзак. Абсолютно никаких планов, тревога. С собой - пару шмоток, «В дороге» Керуака. А ещё - Кастанеда в оригинале (из разряда: ???, а главное - зачем, ведь готова спорить на деньги, что даже ни разу её не открою. Ладно, это скорее моральная ценность). И это потрясающе. Нет, правда. То, как незначительные случайные события крепко связывают людей друг с другом».
Вот, что было в голове, когда покидала Nags Head (один из городов с чудным названием на моём Outer banks) на рассвете 31 августа.
Книжку в оригинале действительно ни разу не открыла, но это подарок, а на обложке – приглашение в Чарльстон (да- да, тот город из романа «Унесенные ветром»), до которого так и не доехала. Взамен подарила «Полторы комнаты» Бродского на английском (показать нежным иностранцам суровую действительность, так сказать).
«Я вчера и позавчера была в Юниверсал. В одном из самых интересных и сумасшедших парков развлечений в мире. Я заплатила только за билеты около двадцати тысяч рублей. Своих. Удивительно. Хогвартс, сливочное пиво, горки с мертвыми петлями. Юниверсал Орландо, Господи! Я была с другом, бегала по парку в насквозь мокрой белой футболке. Кричала, плакала, визжала. Оставила всё - все эмоции.
Могу сказать, что это было потрясающе. Невероятно. Но ведь невозможно описать словами».
Самолёт в Бостон. Хотелось немного отделиться, сменить картинку, поставить себя в условия, где не использовать язык не получится.
Пальцем в небо, купила билеты, полетела. И, честно, сама себе завидовала. «Без работы, жилья и знакомых. Без языка! Куда!? Виза? Вывозные рейсы? Ничего не понимаю. И всё же – потрясающий период. Могу полететь куда угодно! Могу делать, что захочу. И хочу в Бостон. «Примерить» город. Посмотреть, как чувствую себя в нем, как он примет (или не примет). Сложно выразить: сама это сделала – 21 год, глобальная пандемия, а я на другом континенте. От тех, кого я люблю, отделяете океан. Океан!
Возможно, я послушаю лекцию в Бостонском университете сегодня. Возможно, заплачу $500 штраф за отсутствие теста на ковид». Примерно в таком душевном состоянии пересекала в воздухе расстояние. Тест сделала по прилету, а жилье и знакомства появились чуть ли не сами собой. Сила слабых связей. Все получилось. Я не знаю, как это работает. Остановилась на Cape Cod на пару недель. Хоть Covid и решил по-другому, всё же хотелось. И начали происходить чудеса. В комментариях в группе на Facebook нашла номер телефона милого дяди средних лет, который держит отель где-то in the middle of nowhere, позвонила, на блестящем английском объяснила, кто я и чего хочу от него. Тот так обрадовался, что на мысе появился хоть один студент J1, что предложил пожить в одном из номеров, причем бесплатно.
После – череда знакомств, и вот – друзья, средство передвижения, деятельность. Открытка из Петербурга с наилучшими пожеланиями прекрасному Дэвиду красуется между рюмкой из Уфы и магнитом из Екатеринбурга. Кстати, каталась я там на велосипеде студентки из Челябинска, которая приезжала по программе несколько лет назад. Вот так J1, сами того не зная, помогают друг другу. «Cape Cod was the best decision. I’m filled with love. I just don't know how to express it.
Как выразить чувство, возникающее, когда ночью возвращаешься домой, поднимаешь голову и видишь сотни звёзд. И ты одна. В городе. В штате. В стране. Если угодно, в мире. Как выразить благодарность людям, желающим помочь. И помогающим - жильем, советом, своим ресурсом, работой. Просто так. Я не знаю. Как выразить навязчивое ощущение свободы от того, что ты можешь делать что хочешь, жить где хочешь, начинать с нуля, и всё обязательно получится. Мешает лишь дефицит времени. Как выразить до слез незнакомое ощущение, что ты already good enough для того, чтобы жить как хочешь».
Потом был двадцать первый День Рождения друга в Нью-Йорке, пижамы, завтраки панкейками, пикники в Central park. МоМА и The Metropolitan Museum of Art. Абсолютно все люди в масках на улице. Фото на пленку, книжные магазины. «Как выразить чувство, возникающее, когда на вершине небоскреба фотографируешь Central park на Polaroid родителей, подаренный на свадьбу в конце девяностых?». Импульсивная покупка билетов в Сан-Франциско через Денвер.
«Люди красивы потрясающе – в оверсайзе, с детьми, с собаками на поводках. В дорогой ресторан с видом на Downtown и горы приходят как в дорогих платьях, так и в Nike. Да, меня все еще поражает, что можно надевать, что хочешь». И сам Сан-Франциско с окрестностями. Западное побережье.м«California Highway 1» с захватывающими видами, хайкинг в Point Lobos, очаровательный Carmel – город художников.
Golden Gate, невероятная свобода и контрасты Фриско, Silicon Valley. «Хочешь, проедем мимо дома Стива Джобса? Только не принято останавливаться: там всё ещё живёт его семья, охранник рядом, но я медленно проеду. Вот этот. Да, этот. Да, так просто. И, вот, машина его семьи - Tesla». Самый обычный, ничем не примечательный дом. В котором жил гений, подаривший жизнь устройствам, которые сейчас держит в руках, в ушах и на запястье каждый первый (или, по крайней мере, хочет держать).
После таких моментов в голове действительно что-то меняется. Потом было еще несколько перелётов, красивая я бегала по улицам Бостона в толстовке на четыре размера больше, параллельно скупая все на своем пути (в штате нет налога на одежду, а у меня наконец появился новый чемодан). Спешила куда-то в Нью-Йорке, со стаканчиком из Старбакса лавируя между такими же вечно опаздывающими на фоне небоскребов. Наверное, нужно сказать про деньги. Если одним словом – хватило.
Этот год сильно отличается от предыдущих, так что не стоит на него ориентироваться, плюс мне не очень повезло с работодателем (так бывает). Но осуществились все активности, описанные выше, а подарки и два чемодана одежды под девизом «ну надо» с парой-тройкой зеленых бумажек в кошельке были с гордостью доставлены на Родину.
Галочка напротив большими буквами написанного слова ВПЕЧАТЛЕНИЯ, возглавляющего список «Что привезти из США», была поставлена.
Стать участником Work&Travel USA 2020 – лучшее решение в моей жизни. Спасибо «Global Vision» за осуществление мечты.